художня культура

Главная страница (рус.)

Головна сторінка (укр.)

Корисні матеріали для вчителів художньої культури

Архитектурный стиль барокко
Стиль барокко в украинском искусстве

Автор: Шеховцова Ольга Романовна, учитель художественной культуры Петровской общеобразовательной школы I-III ступеней № 1 Красногвардейского района, АР Крым

Тема: Архитектурный стиль барокко
Стиль барокко в украинском искусстве.

Цель урока: углубить знания учеников о художественной культуре Украины 17- 18 веков; познакомить с особенностями проявления европейского стиля барокко в украинской архитектуре.

Тип урока: урок восприятия и усвоения новых знаний.

Эпиграф урока: «Мир барокко – это мир, в котором нет покоя» (И. Бунин)

Формы работы: работа в группах, устное сообщение, работа в парах, неоконченное предложение, сенкан.



Ход урока.


Организационно-вступительная часть. Мотивация.


Учитель. В 9 классе вы уже знакомились с разными стилями и направлениями в искусстве. Одним из самых интересных стилей в искусстве есть барокко. Сегодня мы с вами узнаем, чем характеризуется архитектурный стиль барокко в Украине, каковы его особенности, почему его называют украинским или казацким барокко. Каково же место стиля барокко в ряду культурных эпох? Вспомните и создайте историческую последовательность культурных эпох: культура Средневековья, культура эпохи Возрождения, Трипольская культура, культура Античного времени, модерн, культура эпохи Просвещения, классицизм.

Слайд № 3

(Правильный ответ: 1. Триполье, 2. культура Античного времени, 3. Средневековье, 4. эпоха Возрождения, 5. эпоха Просвещения, 6.классицизм, 7.модерн.

Восприятие учениками нового материала.


Слайд №4

Архитектурный стиль барокко возник в Италии в 16 веке. Основателем этого стиля в архитектуре считают великого архитектора и скульптора итальянца Лоренцо Бернини. То ли стиль, то ли направление, то ли даже эпоха - специалисты спорят до сих пор! А уж сколько определений этого понятия! Сколько смыслов, вплоть до буквального перевода с португальского – жемчужина неправильной формы, грубый, неуклюжий, фальшивый.

Учитель. Какие ассоциации вызывает слово барокко?

Учитель. Рассмотрим наиболее значительные архитектурные сооружения Европы, выполненные в стиле барокко.

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале – дворцовая церковь итальянского королевского дома. Посвящена апостолу Андрею на Квиринале в Риме. План церкви – овал. Использованы тона, характерные для стиля барокко: розовый, серый, белый.

Слайд №5

Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства. Колоннады, по выражению Бернини, подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду , откуда движение продолжается к алтарю. Перед нами площадь святого Петра (1598- 1680 гг.) Бернини обнес колоннадой круглую площадь глубиной в 280 метров, загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск.

Вопрос к ученикам: Представьте себе, что вы оказались на этой площади в самом ее центре. Что бы вы почувствовали?

(Ожидаемый ответ: песчинка в этом мире, растерянность, беспомощность, легкость, угнетение)

Учитель. Шло усиление роли церкви, власти императора. Приоритетными объектами барокко стали католические церкви. Именно католические церкви стремились завоевать паству ошеломляющим искусством.

Как же можно передать барокко в ощущениях? (Звучит музыка Вивальди)

Слайд №6

Лети душа, лети, долой пределы
Земного бытия, круг жизни разорви,
Отбрось утехи дальнего удела,
Тяжелое ярмо земной любви.
Душе легко, открыты небеса,
Там обручились вечность и краса.
(Х.Х. фон Хоффмансвальдау «Мир»)

Примечание. Христиан Хоффман фон Хоффмансвальдау – представитель немецкой поэзии эпохи барокко.


Учитель. И конечно же можно почувствовать противопоставление на уровне пространства и времени.

Слайд № 7

Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия, в предверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет
A. Грифиус «Подобье нашей жизни»

Примечание. Андреас Грифиус – представитель немецкой поэзии эпохи барокко.

Учитель. Каковы же отличительные черты архитектурного стиля барокко?

Слайд №8

  • изогнутость линий (недаром кто-то заметил: «Кредо барокко - ни одной прямой линии!»
  • необычайная пышность декора, вплоть до чрезмерности во всём (французы назовут это «блестящим безумием»)
  • «буйство геометрии» – сочетание прямых, кривых, вогнутых, выпуклых, овальных, медальонных, друг в друга вписанных поверхностей
  • усиленная (гипертрофированная) слитность архитектуры, скульптуры и живописи (так что в плафонах, обычно выгнутых потолках, теряется реальность присутствия: то ли ты на твёрдой земле, то ли уже где-то в небесах).
  • обилие лепнины и украшений, причём в яркой цветовой гамме (желтый, зеленый, голубой)
  • наличие колонн, симметричность форм.
  • Учитель. Для барокко характерными деталями являются атланты и кариатиды.

    Слайд № 9

    Учитель. Обратимся к словарю и узнаем значение этих и других слов, употребляемых в архитектуре.

    Учитель. Теперь посмотрим и запомним как эти отличительные черты архитектурного стиля воплотились в конкретных архитектурных сооружениях тех времен?

    Слайд № 10

    Церковь Сан- Карло-алле-Куатро-Фонтане. Франческо Борромини. 1635-1667г.г. Рим, Италия

    Учитель. Найдите отличительные черты барокко в этом архитектурном сооружении?

    Ожидаемый ответ: Изогнутость линий, скульптурные украшения, наличие колонн на двух ярусах здания, вычурность, ажурность.

    Слайд №11

    Испанская площадь. Алессандро Спекки, Франческо де Санктис. XVI-нач.XVIIвв. Рим, Италия

    Учитель. А в этом архитектурном сооружении какие отличительные черты вы находите? (Цветовая гамма, симметрия)

    Слайд №12

    Церковь Иль-Джезу в Риме (1575г.) архитектора Джакомо де ля Порта по проекту Виньолы.

    Учитель. А в этом архитектурном сооружении какие отличительные черты вы находите? цветовая гамма, наличие декоративных украшений, изогнутость линий, купола усложненной формы).

    Учитель. Обобщая все вышесказанное и увиденное назовем отличительные черты европейского барокко. Свои ответа запишите в диаграмму Вена (у каждого ученика на парте.)

    Барокко европейское. Барокко украинское.


    Работа с таблицей

    Архитектура

    Характерные черты

    Главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля (например, появление дворцово-парковых ансамблей). Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу. В оформлении фасадов используются спиралевидные детали - волюты. Мощный пространственный размах, сложность текучих форм и криволинейность планов, связь с окружающим пространством и различными видами искусства. Иногда декоративное, живописное начало преобладает над конструктивно-практическим.
    Скульптура и живопись заслоняют и деформируют архитектурные формы. Соборы: длинные узкие нефы сменяются широкими, местами округлыми формами. Особое внимание уделяется освещению, контрасту тени и света.
    Интерьеры: обилие лепнины и росписи на потолках и стенах, деревянных (часто позолоченных) путто, стукко (искусственный мрамор), предельно сложная обработка предметов мебели, интерьеры украшаются статуэтками, бюстами, чашами, бокалами, изделиями из золота и серебра, используется цветной мрамор, тканая обивка, бархат, позолоченная бронза, перламутр.

    Представители

    Италия: Мадерна, Борромини, Бернини, Райнальди, Гварини, Баччо ди Бьянко. Фасад собора св. Петра, площадь св. Петра, церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, палаццо Барберини, фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме, церковь Сан Лоренцо в Турине, церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, палаццо Пезаро в Венеции, вилла Альдобрандини во Фраскати
    Франция: Лемерсье, Мансар, Ленотр, Лево. Версаль, Во-ле-Виконт, собор Инвалидов
    Германия: Бальтасар Нойманн. Дворец в Людвигсбурге, Цвингер
    Австрия: Фишер фон Эрлах, Хильдебрандт Испания: Чурригер


    Слайд №13

  • Усложнение формы
  • Взгляд на Бога как на вершину совершенства, сердцевину бытия
  • Опора на религиозную тематику
  • Усиление роли церкви и государства
  • Декоративность во всех сферах искусства
  • Масштабность колонн
  • Учитель. Украина не прошла мимо этого стиля. И появился этот стиль в 17- 18 веке.

    - Чьи изображения вы видите? Почему именно эти изображения перед вами?

    Слайд № 14

    Сообщения учеников.

    Первый ученик.

    С культурными процессами, происходившими в 17-18 веках, неразрывно связано политическое становление казачества. Образовавшись в 15 веке как военная организация, задачей которой была защита населения на пограничных землях от крымских татар и османской Турции, к 17 веку казачество становится защитником украинского народа от национально-религиозного и социально-экономического гнета, а также носителем нового художественного вкуса, что отразилось в распространенном термине «казацкое барокко».

    Второй ученик.

    В 17-18 веках украинский народ ведет борьбу за национальное государство, экономическую свободу, политические и гражданские права. Территория Западной Украины - Правобережье – входит в состав Речи Посполитой, а на Левобережье располагается самостоятельное государство – Гетманщина, которое после 1654 года вошло в состав Российского государства. Для понимания специфики украинского барокко важно учитывать, что Правобережье – преимущественно католическое по вероисповеданию, Левобережье – православное.

    Третий ученик.

    Обратимся к архитектуре. Если западноевропейское барокко характеризуется как синтез Возрождения и Средневековья, то в архитектуре украинского барокко ощущаются реминисценции византийских мотивов и национальные традиции украинской архитектуры.

    Слайд №15

    Учитель. После просмотра фильма дайте ответы на вопросы.

    - Яке стильове явище виникає в Україні?

    - Яким був рівень освіти?

    - Хто створював художні цінності українського мистецтва?

    - Хто ж був носієм нового естетичного смаку в українському мистецтві?

    Учитель. Все это не могло не отразиться на культуре вообще и на ее составляющей – архитектуре. Что же было характерно для украинского барокко?

    Слайд №16

    Роскошный и величественный стиль быстро завоёвывает всю Европу. Во многих странах итальянское новшество получает свою интерпретацию.

    Для «украинского барокко» характерно сильное влияние народных мотивов и византийской архитектуры. А также – некая мягкость, в сравнении с парадностью западноевропейских вариаций.

    Куполам храмов придавалась грушевидная или бутонообразная форма. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор.

    Слайд №17

    Это и есть стиль Киева 17-18 веков. Именно тогда строятся многие здания Киево- Печерской Лавры и церковь, которая так нравилась Т. Г. Шевченко – церковь Всех Святых.

    Слайд № 18

    Найдите отличительные черты барокко в этом архитектурном сооружении?

    Учитель. На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Киево - Печерская Лавра – удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

    Слайд №19

    Слайд №20

    Учитель. В 1718 году после пожара Лавра приобретает современный вид – нежный стиль украинского барокко.

    В фондах Лавры хранятся 62 тысячи единиц редчайших произведений искусства. Занесена в список 360 мировых архитектурных шедевров.

    Слайд №21.

    Учитель. По проекту архитектора Шеделя строится большая колокольня Успенского собора. Колокольня возведена в четыре яруса. Впечатляющая мощь, огромный разбег в небо, «око» Бога на этой земле.

    Слайд №22.

    Учитель. К началу 18 века Успенский собор приобрел барочные формы. Назовите основные отличительные черты украинского барокко? ( Ожидаемый ответ: цветовая гамма, барочный декор, купола грушевидной формы, экстерьерные украшения).

    Слайд № 23

    Учитель: Императрица Елизавета Петровна сама выбрала место для строительства Мариинского дворца. Строительством дворца руководил русский зодчий Мичурин, проект разработан архитектором Бартоломео Растрелли. Главный фасад «смотрит» на Мариинский парк.

    Дворцовый комплекс имеет четкую симметричную композицию. Архитектура дворца выполнена в стиле барокко: четкая планировка, выразительные объемы, богатая пластика фасадов, округленные формы окон. И цвет - типичный для русского барокко: бирюзовый для стен, светло-желтый для карнизов, белый для лепки и балюстрад. Все это придает сооружению парадность и торжественность.

    Учитель. Что сейчас находится в этом здании? ( Сейчас это Резиденция Президента Украины. В этом здании проводятся награждения, вручение премий.)

    Учитель. Экскурсии в Мариинский дворец не проводятся. Но мы с вами побываем внутри здания.

    Слайд № 24

    Учитель. Вот уж поистине теряется реальность присутствия: то ли ты на земле, то ли уже где-то на небесах.

    Слайд №25-26

    Учитель. В 17-18 веках Михайловский Златоверхий собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки. Фасады храма были украшены лепными украшенияминаличниками и орнаментом, выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским.

    Слайд № 27

    Учитель. Софийский собор. Перестроен в 1707 году и приобрел формы украинского барокко. Архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Этот типичный казацкий собор строился на средства казацкой старшины. Храм становится пятикупольным. Стены оштукатурены, украшены декором, формы колоколов приобретают сложную грушевидную форму.

    Слайд №28

    Учитель. Софийская площадь. Могучая великолепная колокольня, построенная гетманом Мазепой с колоколом на втором ярусе. Архитектор И. Г. Шедель.

    Слайд № 29.

    На территории Софийского собора были построены большие ворота - «Брама Заборовского» - по заказу митрополита Заборовского. Это бывший главный вход в дом митрополита Заборовского.

    Слайд №30

    Храм Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощи).

    Архитектор И. Григорович-Барский. Храм построен в барочном духе в 1770 годах. Пирогощи – так назывались иконы, расположенные в башнях монастырей, крепостей. Вторая версия: храм построен на деньги купцов – «пирог» и «гощи» - купцы.

    Слайд №31

    Андреевская церковь (1744-1767) Жемчужина барокко. Архитектор Б.Растрелли. Построена в честь посещения Киева императрицей Елизаветой. Однокупольный храм с пятиглавым завершением имеет форму креста, по углам которого размещены декоративные башни на высоких столбах. Башни украшены пилястрами и тремя парами колонн.

    Слайд № 32

    Церковь Преображения Господнего с. Большие Сорочинцы.

    Начато строительство в 1728 году. Главный зодчий храма - Степан Ковнир. Внешне церковь величественна, украшена по фасаду "рушниковым узором" Здесь похоронен Данило Апостол. В 1809 году в этой церкви крестили Н. В. Гоголя.

    Слайд №33

    В плане крестообразный храм в стиле украинского барокко изначально был девятикупольным, но после пожара 1811года, вызванного молнией, отстроен только пятикупольным.

    Слайд № 34

    Преображенский собор Красногорского монастыря под Золотоношей, архитектор И. Григорович-Барский.

    - Назовите отличительные черты украинского барокко?

    Слайд № 35

    Екатерининская церковь. Чернигов. Ее ласково называют «Катеринка». Появление этой церкви связано с героизмом казаков Черниговского полка во время штурма турецкой крепости Азов в 1696 году. Под командованием полковника Якова Лизогуба. Четыре граненые башни примыкают к одной центральной. Церковь крестообразная, пятикупольная.

    Слайд № 36.

    Входные порталы щедро декорированы. Барочные входы и оконные проемы декорированы треугольными фронтонами, наличниками.

    Слайд № 37

    Собор Святого Юра. Проект Бернарда Меретина.

    Помпезный стиль барокко. Сложный декоративный мотив этого собора – ажурные балюстрады и аттики, увенчанные вазами.

    Учитель. Наиболее выразительные черты украинского барокко проявились в храмах. Какие же отличительные черты украинского барокко? Заполните диаграмму Вена.

    Слайд № 38 Ассоциация.

    Илл. «Казацкое барокко»

    художня культура. казацкое барокко

    Учитель. Не забудьте указать не только отличительные, но и общие черты европейского и казацкого барокко.(Диаграммы Вена сдаются учителю и оцениваются) Казацкий собор – воображаемый образ мира, воплощенный в камне.

    Слайд № 39

  • Отсутствие четко выраженного фасада. Он одинаков со всех четырех сторон и одновременно повернут ко всем частям света. Обойти собор невозможно, он будет поворачиваться вокруг своей оси.
  • Нестандартный декор: детально нарисованные цветы барвинка, василька, гвоздики, плоды малины и шиповника, виноградные грозди.
  • Слайд № 40-41

    Закрепление знаний, умений и навыков.

    Учитель. Каждая группа сейчас получит задание. (Класс поделен на 3 группы)

    Задание первой группе.

    Найди и исправь ошибку.

    1.Основоположником барокко был Б. Растрелли и это направление в архитектуре возникло в эпоху Возрождения.

    2.Отличительной чертой барокко является наличие толстых стен, узких окон, могучих шпилей.

    В эпоху барокко модным было применение в архитектуре четких геометрических линий.

    3.В архитектуре Украины XVII века происходили существенные изменения: строящиеся монастыри, храмы, предзначались для оборонительных целей, жилища превращались в крепости. Преобладающим стилем в архитектуре стал классицизм. Проект Андреевской церкви и собор Святого Юра разработал выдающийся мастер – архитектор Б. Растрелли.

    Задание второй группе.

    < b>Тесты.

    1.Характерные признаки казацко-гетманского периода:

    А).Подъем национального самосознания;

    Б).Возрождение национального образования, науки;

    В).Упадок национальной культуры и искусства;

    Г).Взлет национальной культуры и искусства.

    2.Назовите архитектурный стиль, который свойственен культуре казацко-гетманского периода?

    А). Ренесcанс;

    Б). Классицизм;

    В). Барокко;

    Г). Готика.

    3. В украинской архитектуре стиль раннего барокко проявился в…

    А). в строительстве театров;

    Б). в строительстве крепостей;

    В) в строительстве культовых сооружений;

    Г). в строительстве замков.

    4.Допишите предложение: «Казацкое барокко возникло вследствие объединения…»

    А).Стиля Византийской империи и национальных традиций украинской архитектуры.

    Б). Причудливого, изысканного стиля Западной Европы с национальными традициями украинской архитектуры.

    В). Готического стиля западной Европы с национальными традициями украинской архитектуры.

    Г). Мусульманского и национального архитектурного стиля.

    5. Какие изменения произошли в архитектурном комплексе Софийского Собора в эпоху барокко?

    А). Строительство Софийского колокола;

    Б). Создание мозаики;

    В). Строительство «Брами Заборовского»;

    Г). Создание фресок;

    Д). Новые купола Софийского Собора.

    6.Известнейшие архитекторы украинского барокко:

    А). Бартоломео Растрелли;

    Б). Иван Григорович-Барский;

    В). Степан Ковнир;

    Г). Владислав Городецкий;

    Д). Бернард Меретин.

    Е). Иоган Готфрид Шедель.

    Задание третьей группе.

    Укажите название храма, сооружения и его архитектора.

    Илл.:

    1.Собор Святого Юра. Архитектор Бернард Меретин.

    2.Храм Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощи). Архитектор Григорович – Барский.

    3.Колокольня Софийского Собора. Архитектор Йоган Готфрид Шедель.

    4.Андреевская церковь. Архитектор Бартоломео Растрелли.

    5.Мариинский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли.

    6. Церковь Преображения Господнего в с. Большие Сорочинцы. Архитектор Степан Ковнир.

    Учитель.

    Слайд № 42

    «Дорога, которая не ведет к храму, ведет в никуда» так говорят в народе. В нашем обществе сейчас идет возрождение духовности. Многие храмы реставрируются, возрождаются заново. Люди это положительно воспринимают. Это происходит и в нашем районе. И возможно в созданных храмах тоже можно заметить черты украинского барокко. Посмотрите на фотографии храмов в поселке Октябрьское, в Марьяновке, в с. Калинино и в нашем Красногвардейске. Какие же черты барокко вы можете назвать?

    Слайд № 43.

    Учитель. Каждый из нас может по-своему охарактеризовать стиль барокко. И он будет прав. Этот стиль будоражит до сих пор воображение людей своей величественностью, неповторимостью и изяществом.

    “Культура барокко не обещала людям легкого и ясного счастья на земле. Она не искушала их облегченными ответами на вечные вопросы, но учила быть совестливыми, мудрыми, понимающими свою принадлежность к вечности”. (А. Макаров.)

    Подведение итогов

    Учитель.

    Продолжите предложение

    Барокко – это…

    На уроке я узнал(а)…

    Составьте сенкан.

    1.Барокко

    2.Роскошный, величественный.

    3. Заставляет задуматься, возвышает, восхищает.

    4.Стиль барокко- философия, которую трудно познать до конца.

    5.Прошлое в настоящем.

    1. Барокко

    2.Одушевленный камень, несравненный

    3.Поражает душу, воодушевляет, удивляет

    4.Стиль барокко- это сгусток человеческой мысли, отображенной в камне.

    5. Молчаливая поэзия.

    Свои ответы дети пишут на «жемчужинках» и прикрепляют на большую жемчужину, которая висит на доске. Наиболее творчески выполненные сенканы оцениваются учителем.

    Домашнее задание.

  • Среди архитектурных сооружений Крыма найдите сооружения в стиле барокко.
  • Найти или прорисовать к словарным словам изображения.
  • Написать эссе «Стиль барокко в украинской архитектуре»
  • Если ни одно из заданий тебе не по душе, придумай его себе сам, но так, чтобы нас удивить.

  • Словарь.

    Балюстрада – перила из фигурных столбиков.
    Волюты - спиралевидные детали, которые используются при оформлении фасадов зданий.
    Кариатида – колонна, опора в здании в виде женской фигуры.
    Карниз – выступ в верхней части здания.
    Лепнина – лепные украшения.
    Пилястра – четырехгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.


    Скачать презентацию.

    Скачать видео «Казацкое барокко».






    Hosted by uCoz