художня культура

Главная страница (рус.)

Головна сторінка (укр.)

Корисні матеріали для вчителів художньої культури

Урок по художественной культуре в 9 классе.
Тема: Художественная фотография

Автор: Гармаш Л.В.
Цель и задачи урока:

  • познакомить с историей возникновения фотографии;
  • познакомить с работой фотографа и основными качествами, которыми он должен обладать;
  • раскрыть связь фотографии с живописью;
  • определить основное качество фотографии – документальность;
  • познакомить с жанрами фотографии;
  • раскрыть роль фотографии в жизни людей;
  • развивать творческие навыки детей – умение внимательно смотреть на мир;
  • вызвать желание рассказать о себе и своей семье с помощью фотографий из семейного альбома
    Материалы: Видеофильмы, картинки.
    Оборудование: Мультимедийное оборудование или компьютер для воспроизведения видеофайлов и картинок.

    Ход урока

    Мотивация.

    - Какой вид искусства еще до его рождения называли «волшебной лампой» (волшебный фонарь)?
    Актуализация знаний
    - Какую роль играет фотография в жизни человека?
    - В каких сферах деятельности используют фотографию?
    - Нравится ли вам фотографировать? Что именно?
    - Кто занимается фотографией (ходит в кружок, изучает специальную литературу?
    - Кто из вас хотел бы стать профессиональным фотографом?

    Тема урока – Художественная фотография

    - Давайте посмотрим фильм о работе фотографа. Но прежде попытайтесь сами ответить на вопрос: какими качествами должен обладать фотограф?

    Просмотр видео о работе фотографа для журнала National Geografic

    Скачать видео с depositefiles.com (12 Mb)

    - Какая она, работа фотографа?
    - Поднимите руки, кто хотел бы заниматься такой работой?
    Качества фотографа:
    - Наблюдательность (главное!). Прежде всего он должен уметь видеть, подмечать в окружающей жизни то, мимо чего другие пройдут, не заметив, что может стать объектом для снимка.
    - Знание психологии. Прежде всего это касается какого жанра? Портрет. Для чего? Уметь раскрыть внутренний мир человека, выразить его характер, состояние, настроение. Каким образом? Через позу, мимику, ракурс съемки.
    Способности исследователя. Фотографы обычно работают над какой-либо темой, стараясь раскрыть ее как можно полнее. Создают серии снимков на один сюжет.
    История фотографии.
    Рассказ учителя или подготовленных заранее учеников
    Фотография. Что значит это слово? Оно буквально переводится как «писать светом».
    Возникла фотография в 19 веке. Но попытки создать ее уходят в далекое прошлое. Так, знали о волшебных свойствах света и средневековые феодалы, если его пропустить через небольшое отверстие в темную комнату.

    Видеофильм «Камера-обскура».

    Скачать видео с depositefiles.com (17 Mb)

    Иллюстрация – свеча и ее перевернутое отражение.

    В Китае о таких свойствах светового луча было известно уже в 5 веке до нашей эры. Подробное описание такой камеры-обскуры оставил Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи». Позже, в 17 веке, такие камеры делали переносными и имели они практическое назначение: инженеры с их помощью составляли подробный план местности. Кроме того, добавили еще один элемент – зеркало, повернутое под углом в 45 градусов. Для чего? Чтобы изображение было прямым, а не перевернутым. Небольшую камеру-обскуру с тех пор широко использовали и ученые, и художники. Жозеф Несефор Ньепс – в 1826 году получил первое фотоизображение с помощью камеры-обскуры на цинковой пластине, покрытой светочувствительным асфальтом. Это был вид из окна его мастерской.
    Илл.-Ж.Н. Ньепс. Фото из окна его мастерской

    В 1839 году Луи Дагер доложил Парижской академии об изобретенном им способе фотографирования (дагерротипии). С тех пор этот день – 7 января 1939 года – официально считается днем рождения фотографии.
    - У дагерротипа был существенный недостаток. Именно он помешал развивать фотографию в том направлении, которое предложил Дагер. Какой? (Чем отличается от фотографии на бумаге? В чем сходство?) На этот вопрос вы сможете ответить после просмотра видеофрагмента.

    Видеофильм “Дагерротипия”.

    Скачать видео с depositefiles.com (16 Mb)

    Комментарий к фильму.
    Этапы процесса Дагера были следующими:
    Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди.
    Серебряная поверхность полировалась до блеска.
    Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету.
    Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.
    Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.
    Объектив открывался на время от 15 до 30 минут.
    Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке: Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту). За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра.
    Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой.
    Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером).
    Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа. В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении — под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным.
    Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.
    Ответ на вопрос к фильму. Изображение существовало только в одном экземпляре. Его невозможно было тиражировать. Почему? Выполнялось на пластине. Еще один недостаток – должно было пройти достаточно много времени, пока изображение было готово. Плюс долгий процесс его обработки и дороговизна серебра.
    Фотографический принцип негатив-позитив был изобретен Фоксом Тальботом 1841 г..
    Через два года после доклада Дагера свой патент зарегистрировал англичанин Фокс Тальбот. Тальботу удалось получить изображение на бумаге. И хотя первый отпечаток имел размеры всего один квадратный дюйм, с этого времени основным стал негативно-позитивный способ получения фото.
    Цветная фотография возникла только в конце 19 века.
    На протяжении всего 20 века техника фотографии постоянно совершенствовалась. И цифровая фотография, которая возникла в 1981 году и активно развивается в последние годы, пока не смогла его заменить.

    Жанры Просмотр слайд-шоу и определение жанров
  • Портрет
  • Документальная: репортажная, моментальная, хроникальная (сферы: политическая, военная, спортивная, научная и т.д.)
    художня культурахудожня культурахудожня культура
  • Пейзаж (сельский и городской)
    художня культурахудожня культура
  • Макросъемка
    художня культура
  • Натюрморт
    художня культура
  • Анимализм
    художня культура

  • Жанровая сцена.
    художня культура

  • Подводная съемка и др.
    художня культура

    Фотография и живопись

  • - Фотография долгое время не считалась искусством. Почему?
    Многие считали, что фотография убивает живопись и рисунок, и что она годится только для того, чтобы тупые мещане, раз в год вырядившись в свои лучшие платья, идиотски вперились бы в одну точку, застыв без движения и мысли перед пугающей вспышкой, и впечатали в вечность свой пошлейший вид на фоне аляповатой мишуры декораций ателье, столь же оскорбляющих хороший вкус, как и сами физиономии фотографируемых. Пр-ем искусства считалось только то, что изготовлено вручную. Фотография же принадлежала к техническим изобретениям. Поэтому долгое время ее не рассматривали как вид искусства.
    - Чем фотография отличается от живописи?
    Фотография не претендует на создание обобщенной картины действительности, основные ее достоинства – документальность, правдивость и реалистичность, а главная задача – запечатлеть отдельный момент, мгновение, подметить необычное в обычном. Когда-то герой немецкого писателя 18 века Гете – знаменитый Фауст – воскликнул: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Если бы автор Фауста жил на столетие позже, то он бы увидел воочию, как сбылась мечта его героя!
    - Чему фотография научилась (что позаимствовала) у живописи?
    Художники (Дюрер, Леонардо да Винчи, Вермеер и другие) не случайно принимали активное участие в попытках изобрести фотографию. Эти два вида искусства, как вам известно, тесно связаны между собой.
    - Что общего у фотографии и живописи?
    Фотография переняла у живописи жанры, композиционные приемы, различные комбинации света и тени в освещении объекта. Кроме того, фотографы привлекали хков к процессу исправления различных недостатков фотоизображений – ретуши. При постановочной фотографии фотографы, как и художники, делали предварительные эскизы своих произведений.
    - А может ли фотография быть полезна художнику как прошлого, так и современному?
    Она помогает зафиксировать нужный художнику точный ракурс или положение тела модели, запечатлеть разные типы лица и т.п.

    Анализ двух изображений – “Лавра” украинского художника Юрия Химича (на илл. слева) и фото Киево-Печерской Лавры 1890-х годов (на илл. справа) (беседа с учениками).

    художня культура

    Вывод – художественный образ создан и в одном, и в другом случае. Но смысл – разный. Художник изменил размеры и расположение объектов, отчего между ними возникла тесная связь, неразрывное единство, гармоничная связь двух архитектурных сооружений. Все изображение может символизировать силу православной веры, непрерывность христианской традиции, а вертикальный формат картины - подчеркивать устремленность к Богу молитв верующих, собравшихся в храме. Ритмичное повторение архитектурных элементов, их соразмерность ассоциируется с ритмом церковной службы, а крупная брусчатка на первом плане картины, данная в сильном перспективном сокращении, как бы ведет нас в храм.
    Фотография же Лавры ценна, во-первых, правдивостью изображения храма, выбранная фотографом композиция подчеркивает материальность и весомость зданий, а фоновые облака вносят динамику, создавая впечатление движения. Объединяют фотографа и художника не только средства художественной выразительности. Что является главным и в картине, и в снимке? Идея, смысл, воплощение личностного видения изображаемого.

    Анализ фотографии Киево-Печерской Лавры 1890-х годов и современного моментального снимка Лавры (иллюстрация)
    .

    художня культура

    - Какую фотографию можно назвать художественной, а какая – обычный, рядовой моментальный снимок (для «ориентации на местности»)? (Современное фото (на иллюстрации оно слева) – не художественное, нет цельности, замысла, идеи)
    - Чем отличается художественная фотография от документальной?
    Ответ: В художественной фотографии достоверность художественного образа соединяется с авторской позицией, личностным видением изображенного. Отсюда – весомое смысловое наполнение. К произведению искусства хочется обращаться неоднократно, а обычное документальное фото интересно только однажды, в контексте опред. момента. Дальше оно теряет свой смысл и значение для зрителя. За ним не чувствуется позиция автора.
    Сложность определения ценности фото. Идея снимка не всегда лежит на поверхности. Часто необходимо знать, где, кем, когда, при каких обстоятельствах он сделан, как сам автор определяет смысл своей работы. Нужно также рассматривать отдельное фото не как изолированное, а существующее в контексте с другими работами автора.
    Китчевые фотографы, шокирующие публику своими неоднозначными, вульгарными, а часто и выходящими за рамки приличия работами, часто добиваются славы и коммерческого успеха.
    Однако в историю мировой фотографии входят имена прежде всего тех мастеров, которые озабочены не только материальной стороной своей профессии, а находятся в постоянном творческом поиске, на пути самопознания и самовыражения, нашли свой собственный неповторимый стиль.

    - Может ли фотография изменить мир?

    Просмотр видеофильма «Фотографии, изменившие мир»

    Скачать видео с depositefiles.com (4 Mb)

    Комментарий к фильму:
    1. Фотография, поднявшая ставки фотокорреспондентов
    «Omaha Beach, Нормандия, Франция», Роберт Капа, 1944
    Военный фотокорреспондент Роберт Капа говорил, что если ваши фотографии плохи, это означает, что вы находились недостаточно близко к месту событий. И он знал, о чем говорил. Его самые известные фотографии были сделаны утром 6 июня 1944 года, когда вместе с первыми отрядами пехоты он вышел на берег Нормандии в день высадки союзных войск в конце Второй мировой войны с Германией. Попав под обстрел, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы избежать пуль. Он едва спасся. Из четырех пленок, отснятых фотографом в день ужасной битвы, сохранилось только 11 кадров - остальные были безнадежно испорчены престарелым лаборантом, который в спешке засветил почти весь материал (как выяснилось позже, он пытался успеть проявить пленки до сдачи в печать свежего номера журнала Life).
    По иронии судьбы, именно эта ошибка в проявке пленки и придала нескольким дошедшим до нас фотографиям их знаменитый «сюрреалистический» облик (журнал Life в комментариях к фотографиям ошибочно предположил, что они «немного не в фокусе»). Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг на съемках сцены высадки в Нормандии из фильма «Спасти рядового Райана» попытался воссоздать эффект фотографий Роберта Капы, сняв с объективов кинокамер защитную пленку для эффекта «размытости».
    2. Фотография, которая спасла планету
    «Долина реки Снейк», Ансель Адамс, 1942
    Многие считают, что эпоху фотографии можно поделить на две части: до Адамса и после Адамса. В «доадомсовскую» эпоху фотография вообще не рассматривалась как самостоятельное искусство. Фотографии при помощи различных манипуляций делали похожими на картины.
    Адамс же всеми силами избегал любых манипуляций со снимками, объявив фотографическое искусство «поэзией реальности». Своими работами он доказал ценность «чистого фотоискусства». В эпоху появления довольно компактных переносных фотокамер он упорно придерживался громоздкого оборудования и старомодных широкоформатных камер.
    Адамс показал американцам красоту их национальной природы. В 1936 году он сделал серию фотографий и направил их в Вашингтон, чтобы помочь сохранить каньон Kings в Калифорнии. В результате эта местность была объявлена национальным парком.
    3. Знамя Победы над Рейхстагом. 1 мая 1945 года.
    Для советских людей такое же значение фотография красного флага над Рейхстагом – символ Победы над фашистами в Великой Отечественной войне. Знамя, водружённое Берестом, Егоровым и Кантария
    29 апреля начались ожесточённые бои за рейхстаг, который обороняло более тысячи человек. 30 апреля после нескольких атак подразделениям 171-й (под командованием полковника Негоды А. И.) и 150-й (под командованием генерал-майора Шатилова В. М.) стрелковых дивизий удалось ворваться в здание. 30 апреля в 14 часов 25 минут на фасаде здания было установлено полковое красное знамя 674-го стрелкового полка (150-я стрелковая дивизия.
    Достоверно известно, что военнослужащие из разных подразделений устанавливали красные флаги на крыше рейхстага — в официальной советской и российской историографии Знаменем Победы считается лишь установленное рейхстага рано утром 1 мая лейтенантом Алексеем Берестом и сержантами Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
    На знаменитом фото «Знамя Победы над рейхстагом» запечатлены совсем не Берест, Егоров и Кантария. Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС фотохудожником Евгением Халдеем 2 мая 1945 года. Перед этим он сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными советскими городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем. Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили фашистов, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу.
    4. Фотография, показавшая, что и у гениев есть чувство юмора
    «Эйнштейн, показывающий язык», Артур Сэйсс, 1951
    Вы можете справедливо задаться вопросом: ” а эта фотография действительно изменила мир?” Она изменила отношение как к Эйнштейну, так и к ученым в целом. Дело в том, что 72- летний ученый устал от постоянного преследования прессой, достававшей его в университетском городке Принстоне. Когда его в стотысячный раз попросили улыбнуться в камеру, вместо улыбки он предъявил в камеру Артура Сэйсса высунутый язык. Этот язык - язык гения, именно поэтому фотография моментально стала классической. Теперь Эйнштейна всегда будут помнить и считать большим оригиналом - всегда!
    5. Фотография, которая нас обманула
    «Чудовище озера Лох-Несс» или «Фотография хирурга», Йен Уэтерелл, 1934
    Еще эту фотографию называют «Фотография хирурга». Это расплывчатое фото, сделанное в апреле 1934 года, известно всему миру. Оно в течение 60-ти лет питало самые невероятные предположения о живом ископаемом ящере, живущем в наши дни в шотландском озере Лох-Несс, породило массу слухов и догадок, инициировало несколько подводных экспедиций и дало начало целой индустрии туризма в маленьком шотландском городке. Так продолжалось до 1994 года, пока приемный сын автора фальсификации - Кристиан Сперлинг - не рассказал общественности, что его отчим, Мармадьюк Уэтерелл, нанятый лондонской газетой Daily Mail для поиска крупного животного, не сумел его найти и решил сделать это поддельное фото при помощи пасынка Кристиана и сына Йена. Именно Йен и является фактическим автором фотографии. «Несси» была сконструирована на скорую руку и поддерживалась на поверхности при помощи игрушечной подводной лодки и противовеса из дощечек. Для того чтобы история выглядела более правдоподобной, мошенники уговорили местного хирурга Роберта Кеннета Уилсона назваться автором снимка.
    6. Юрий Гагарин – первый космонавт.
    В этот день - 12 апреля 1961 года c космодрома Байконур стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту.
    Спустя час с момента старта человечество вступило в новую космическую "эру". Впервые в истории был осуществлен полет человека в космос. На Земле летчика истребительного авиационного полка встречали как национального героя. В следующем году день полета в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики.
    Старший лейтенант Гагарин стал самым известным человеком на планете, но его первый виток вокруг Земли был заслугой огромного множества людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Первое путешествие человека в космос длилось всего 108 минут. Сейчас космические системы обеспечивают глобальную и региональную связь, многопрограммное телевидение и радиовещание, метеорологические прогнозы и высокоточную навигацию.
    7. Голод в Судане
    Автор фотографии - Кэвин Картер - получил Пулитцерскую премию в 1994 году за свою работу. На карточке изображена суданская девочка, согнувшаяся от голода. Скоро она умрет, и большой кондор на заднем плане уже готов к этому. Фотография шокировала весь цивилизованный мир. О происхождении девочки неизвестно никому, в том числе и фотографу. Он сделал кадр, прогнал хищника и посмотрел, как ребенок уходит. Кэвин Картер являлся членом группы фотографов “Bang Bang Club” - четырех бесстрашных фотожурналистов, путешествующих по Африке в поисках фотосенсаций. Спустя два месяца после получения награды, Картер покончил с собой. Возможно, преследуемый ужасающими воспоминаниями увиденного в Судане.
    Ответ: Появление фотографии само по себе изменило мир. Любое событие теперь может оставить свой след в истории. Я выбрала 7 снимков, но на самом деле их гораздо больше – фотографий, которые оказали сильное влияние на наше сознание и в значительной степени повлияли на ход истории.
    Вопросы для закрепления.

  • Назовите имена изобретателей фотографии.
  • Какой день считается днем рождения фотографии?
  • Чем фотография похожа на живопись и чем от нее отличается?
  • Чем художественное фото отличается от документального?
  • Какими качествами должен обладать фотограф?
  • Какая часть урока запомнилась; была самой интересной и почему?
  • Какую роль Ф. играет в современном мире и какое влияние она оказывает на людей?
    Вывод. Итак, сила фотографии – в ее способности моментально фиксировать происходящие события. Передавать действительность непосредственно такой, какой ее увидел фотограф. Но только острый глаз, художественное чутье и наблюдательность, подкрепленные знанием технических особенностей съемки, дадут возможность создать настоящее произведение фотоискусства. И тогда, возможно, ваш снимок изменит ход истории. Но в любом случае фотография учит всматриваться в мир, в окружающих людей по-новому – внимательно, пристально, подмечать такие детали, которые обычно кажутся незначительными. Видеть настоящую суть вещей и людей.
    Домашнее задание
  • Какое домашнее задание вы бы хотели подготовить к следующему уроку?
    ДЗ. Создать серию из 5-7 снимков на какую-либо тему

    Пример – Просмотр слайд-шоу «Природа Дикого Запада и Крыма)

    Скачать видео с depositefiles.com (14 Mb)

    Или в качестве примера можно показать слайд-шоу "Джазовый фестиваль в Коктебеле":

    Скачать видео с depositefiles.com (8 Mb)

    Или подготовить слайд-шоу на темы «Архитектура родного города», отдых, «Класс, в котором я учусь», «Мои учителя», «Мои друзья», «Натюрморт» так, чтобы каждый снимок раскрывал новую грань выбранной темы. Составить к ним связный рассказ-комментарий. Лучше представить домашнее задание в виде презентации или фильма.

    Примечание 1. Ученики в процессе урока должны записать в свои тетради значение слова "фотография" - "писать светом", основные имена и даты, названия жанров фотографии, главное качество фотографии - документальность и, по возможности, законспектировать ключевые слова по ходу урока.
    Примечание 2. Из-за нехватки времени лучше показать не семь снимков, которые изменили мир, а три и вступительную беседу сделать как можно более лаконичной.

    Дополнительные видеофрагменты,

    которые не вошли в урок, но тоже могут быть использованы в теме "Художественная фотография":

    1. Фрагмент советского фильма "Зигзаг удачи". Работа фотоателье: съемка, композиция, печать, ретушь:

    Скачать видео с depositefiles.com (10 Mb)

    2. Эксперимент с лошадью (оказалось, что художник Дега неправильно изобразил скачущую лошадь. Она не может одновременно оторвать все четыре копыта от земли. Было сделано 24 кадра в секунду на ипподроме на фоне белой стены. Были натянуты тонкие нити, которые скачущая лошадь разрывала, тем самым приводя затвор аппаратов в движение:

    Скачать видео с depositefiles.com (6 Mb)

    3. Фрагмент мульфильма о дяде Федоре из Простоквашино и фотоохоте:

    Скачать видео с depositefiles.com (7 Mb)

    4. Фрагмент фильма о передаче человеческих эмоций с помощью фотографии:

    Скачать видео с depositefiles.com (7 Mb)

    5. Видео об отличиях фотографии и живописи (на английском):

    Скачать видео с depositefiles.com (11 Mb)






  • Hosted by uCoz