Жанр: Classical
Год выпуска: 2008-2009
Производитель: Россия
Тип файлов: pdf
Размер одного файла: 15 Mb
Дополнительная информация: ® ФГУП "Фирма Мелодия", 2008-2009 ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2008-2009
ТОМ 1. АНТОНИО ВИВАЛЬДИ Вивальди был первенцем в семье скрипача капеллы собора Сан-Марко в Венеции. С пяти лет он начал играть на скрипке, а уже в десять - выступает в составе капеллы. В двадцать пять лет он становится священником, получив за яркий цвет волос прозвище Рыжий священник.
Почти полтора века его музыкальные сокровища были погребены под слоем забвения и безвестности. Лишь в начале XIX века обнаружили коллекцию его произведений. С тех пор музыка Вивальди звучит повсюду. Особенно популярны четыре концерта для скрипки и струнного оркестра «Времена года».
ТОМ 2. ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ Если Пушкин - это «наше все» в литературе, то Чайковский - это «наше все» в музыке.
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городке на Урале. Отец композитора служил директором горного завода и был большим любителем музыки. В семье царила атмосфера взаимной любви и творчества. В доме Чайковских нередко проходили любительские концерты.
Произведения Чайковского знакомы даже тем, кто далек от музыки. Среди самых известных - балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»...
ТОМ 3. ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Вольфганг Амадей Моцарт был не просто композитором. Он был гением: в четыре года свободно импровизировал, в пять лет написал концерт для клавесина, в двенадцать - первую оперу. Необычайная одаренность принесла ему триумфальную славу еще в ранние годы жизни.
Легкость, изящество, ясность, простота, виртуозный блеск характеризуют его музыку. Не было практически ни одного жанра того времени, в котором бы он не творил. Однако наибольших успехов Моцарт достиг в опере. Его лучшая опера «Волшебная флейта» создана под влиянием идей масонства.
ТОМ 4. ИОГАНН ШТРАУС «Король вальсов» Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. С малых лет Иоганн наблюдал работу знаменитого отца в оркестре. Он рано стал учиться игре на фортепиано, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет наигрывал свои собственные танцы. Ни отец, ни мать не желали музыкального будущего своему сыну. Однако попытки родителей пристроить его к банковскому делу не имели успеха.
Публичное выступление девятнадцатилетнего Штрауса с собственным оркестром 15 октября 1844 года стало для венской публики настоящей сенсацией. Соотечественники с энтузиазмом приняли нового музыканта, охотно посещая концерты обоих Штраусов. Конечно, без соперничества не обошлось. Уже на следующий день после дебюта Штрауса-младшего газеты писали: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын».
ТОМ 5. ЭДВАРД ГРИГ Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, глубоко национально. Наибольшую популярность среди его сочинений приобрели две сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Красивейшие симфонические зарисовки - «Утро», «Смерть Озе», «В пещере горного короля» и «Песня Сольвейг» - стали своеобразным отличительным знаком композитора.
Именно музыка к «Пер Гюнту» открыла Григу путь к европейскому признанию. Совместно с Ниной Хагеруп, преданной спутницей жизни и замечательной исполнительницей его песен, Григ объездил всю Европу. Их концерты повсюду собирали множество слушателей. Преждевременная смерть дочери, тяжело переживаемая обоими супругами, не смогла разрушить их творческий союз и взаимопонимание…
ТОМ 6. НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой. Однако всепоглощающая страсть к музыкальному искусству обнаружилась в нем лишь несколько лет спустя.
По окончании Морского корпуса юношей восемнадцати лет он отправился в кругосветное плавание. Вернувшись, твердо решил посвятить себя пленившей его музыке. Первую известность композитору принесла симфоническая картина «Садко». В ней Римский-Корсаков отразил впечатления, полученные на корабле: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами…
ТОМ 7. ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН Многие черты характера - гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность - Людвиг унаследовал от своего деда Луи Бетховена. Людвиг родился на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и только одним окошком, проделанным в скате черепичной крыши. В такой бедной обстановке начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы. В молодом возрасте Людвиг становится одним из первых виртуозов Вены, впечатляя слушателей потрясающей игрой. Лестные отзывы несутся со всех сторон, его считают одним из самых перспективных музыкантов.
В двадцать шесть лет у композитора появляются первые признаки глухоты, ставшей глубокой трагедией его жизни. Тем не менее его лучшие сонаты - «Лунная», «Патетическая», «Крейцерова», «Апассионата» - свидетельствуют о потрясающем внутреннем слухе великого музыканта.
ТОМ 8. АНТОНИН ДВОРЖАК
Фамильной профессией Дворжаков, достойно передаваемой из поколения в поколение предками, было мясницкое дело. В наследство Антонину - первенцу из не очень преуспевающей семьи - предназначались лавка и трактир в небольшом чешском местечке Нелагозевес. Тяжелый труд и борьба за выживание - вот и все перспективы на будущее. Однако с самого раннего детства Дворжака больше всего интересовала музыка.
Судьба его родины стала его судьбой. Возрождение чешской национальной культуры, отвоевавшей у господствующей Австрии право на независимые газеты и журналы, драматический и оперный театры, а также творчество Бедржиха Сметаны, основоположника национальной композиторской школы - все это сформировало Дворжака, которого чехи назвали своим музыкальным классиком.
ТОМ 9. ФРЕДЕРИК ШОПЕН Родина всегда была главной вдохновительницей произведений Шопена. Польше и ее народу он посвятил все свое творчество. Судьба вынудила двадцатилетнего Шопена покинуть свою страну, как оказалось, навсегда. Он обосновался в Париже и покорил французскую столицу мастерством фортепианной игры, как когда-то покорили Вену Моцарт и Бетховен. Подобно Листу он был признан лучшим пианистом мира.
ТОМ 10. СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ
Любимый ученик Петра Чайковского Сергей Танеев после окончания Московской консерватории навсегда связал свою жизнь с Москвой и ее музыкальной жизнью. За принципиальность характера и прямоту высказываний, а также безупречность композиторского стиля его называли «совестью музыкальной Москвы». Необычайным профессионализмом в области симфонической музыки отличаются его Четвертая симфония, а также кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма». За сходство музыкальных стилей и чисто внешних черт его прозывали «русским Брамсом».
ТОМ 11. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ Верди родился в 1813 году в селе Ле-Ронколе, расположенном неподалеку от Пармы, в небогатой семье торговца вином. Некоторое время служил у купца Антонио Барецци, большого любителя музыки. После окончания консерватории Верди был утвержден дирижером городской коммуны.
Его оперы «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», образующие своеобразную трилогию, получили огромную популярность. Премьера «Риголетто» имела большой успех, а «Песенка Герцога» произвела настоящий фурор. Расходясь из театра, публика напевала: «Сердце красавиц склонно к измене…»
Когда он умер в возрасте 88 лет, по всей Италии был объявлен национальный траур.
ТОМ 12. ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ
Мендельсон родился в 1809 году в Гамбурге в семье банкира. В одиннадцать лет Феликс поступает в Берлинскую певческую академию. О 13-летнем Мендельсоне Генрих Гейне говорит как о «музыкальном чуде».
Он прожил короткую жизнь - всего 38 лет. Был счастлив в браке, гармоничная семейная жизнь его окрыляла.
Увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», куда входит хорошо всем известный «Свадебный марш», принесла Мендельсону мировую славу. Но по-настоящему популярен марш стал после того, как прозвучал на свадьбе принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха 25 января 1858 года.
ТОМ 13. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Прапрадед Иоганна Себастьяна Баха был булочником, отец - скрипачом. Осиротевшего в девять лет мальчика воспитывал и учил музыке старший брат. Учил скучно. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, десятилетний Иоганн тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев утомительной работы сильно повредили зрение будущего композитора, который в конце жизни совершенно ослеп.
При жизни Бах не получил широкого признания. Интерес к его музыке возродился почти восемьдесят лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено одно из величайших произведений Баха - «Страсти по Матфею».
ТОМ 14. ВИЛЬГЕЛЬМ РИХАРД ВАГНЕР
В истории мирового музыкального искусства едва ли найдется фигура более противоречивая, чем Вагнер. В нем отразились противоречия позднего немецкого романтизма, обусловленные сложной исторической обстановкой в Германии XIX века. Революция 1848 года, контрреволюция, образование Германской империи…
Оперы Вагнера - это фантастический, нереальный мир образов: драконы, карлики, гиганты, боги и полубоги, копья, шлемы, мечи, трубы, кольца, рожки, арфы, знамена, бури, радуги, лебеди, голуби, озера, реки, горы, пожары, моря и корабли на них, чаши с ядом и волшебными напитками, летающие кони, заколдованные замки… Повсюду царят магия, колдовство, а неизменный фон - борьба между добром и злом, грехом и спасением, мраком и светом.
ТОМ 15. АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН
Бородин известен не только как русский композитор, но и как ученый-химик. Он был внебрач-
ным сыном князя Гедианова. При рождении его записали как сына крепостного слуги князя Порфирия Бородина. Окончив Медико-хирургическую академию, Бородин примкнул к балакиревскому кружку («Могучей кучке»).
Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь» - создавалось в течение восемнадцати лет, но так и не было окончено. После смерти композитора оперу завершили близкие друзья - Римский-Корсаков и Глазунов. «Князь Игорь» отличается мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. Наряду с картинами Древней Руси она воссоздает характерные образы Востока. Вершина русского и мирового эпического симфонизма - его Вторая («Богатырская») симфония.
ТОМ 16. ЖОРЖ БИЗЕ Бизе приобрел всемирную известность как автор одного, ставшего очень популярным произведения. В истории музыки такие случаи довольно редки. Этим произведением стала опера «Кармен».
Он родился в Париже в 1838 году. Отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и была его первой учительницей музыки.
Две сюиты к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» вошли в золотой фонд мировой симфонической музыки. Бизе оценил, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке»: «Я уверен, что нашел свою дорогу». Эта дорога привела его к созданию «Кармен».
Преждевременная смерть композитора, вероятно, была ускорена скандалом, который разыгрался после премьеры оперы. Сюжет «Кармен» посчитали очень откровенным, а музыку - слишком серьезной и сложной. Почти все отзывы прессы были отрицательными.
ТОМ 17. РОБЕРТ ШУМАН
Один из выдающихся композиторов первой половины XIX века, представляющих направление романтизма, Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе, далеком от музыки. Женой Шумана стала дочь его учителя Клара Вик, выдающаяся пианистка. В год женитьбы Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Однако в 1854 году после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 года.
ТОМ 18. МОРИС РАВЕЛЬ Равель родился в 1875 году в небольшом городке Сибур, недалеко от испанской границы, в доме на бульваре Нивелль, переименованном в бульвар Мориса Равеля еще при жизни композитора.
Среди друзей Равеля было несколько русских деятелей искусства: Стравинский, Дягилев, Нижинский, Фокин. Именно благодаря Фокину появилось одно из лучших произведений Равеля - балет «Дафнис и Хлоя». В 1908 году Равелю выпал первый крупный успех, связанный с исполнением «Испанской рапсодии». Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн заказала Равелю испанскую танцевальную сцену для солирующей танцовщицы и группы балетных кавалеров. Так в 1928 году появился один из оркестровых шедевров французской музыки - «Болеро».
ТОМ 19. ДЖОАККИНО РОССИНИ Его называли «последним классиком», а публика аплодировала ему как королю комического жанра. Две оперы обессмертили его имя - «Танкред» и «Итальянка в Алжире».
Достижений в области оперы Россини добился за каких-то двадцать лет. После чего последовало долгое молчание в творчестве, длившееся целых сорок лет. Это один из самых непостижимых случаев в истории культуры - то ли почти демонстративная отстраненность, достойная, впрочем, этого загадочного ума, то ли свидетельство его легендарной лености.
Немногие заметили, что им все больше овладевала неврастеническая тяга к одиночеству, вытесняя склонность к веселью. Россини, однако, не перестал сочинять, хотя прекратил все контакты с широкой публикой, общаясь преимущественно с небольшой группой гостей, завсегдатаев его домашних вечеров.
ТОМ 20. «РУССКАЯ КЛАССИКА» Михаила Ивановича Глинку считают основателем большинства русских музыкальных традиций. Вместе со своим современником Александром Даргомыжским он стал плодовитым источником могущественного потока русской музыки, проявившегося в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, композиторов «младшего» поколения. Опера Глинки «Иван Сусанин», которая, по выражению Чайковского, была «первой и лучшей русской оперой», стала своеобразной парадигмой для произведений других авторов.
Гений Модеста Мусоргского, отличается прежде всего величайшим гуманизмом, горячим откликом на человеческие страдания. Его творческое кредо - «жизнь, где бы она ни сказалась; правда, как бы ни была солона» - отлично характеризует его правдивое, обличительное, нередко гневно-сатирическое искусство.
В музыке Анатолия Лядова ясно ощущается присутствие его учителя и близкого друга - Римского-Корсакова. От него Лядов перенял увлечение волшебной, сказочной тематикой: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив».
ТОМ 21. ФРАНЦ ШУБЕРТ 21-й том коллекции посвящён первому великому композитору-романтику Францу Шуберту (1797-1828). Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию - всё это определяло облик творчества Шуберта. В его естественно и непринуждённо льющихся мелодиях нашли отзвук поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний.
Шуберт прожил очень короткую земную жизнь, однако его творчество поражает своим многообразием. Это и более шестисот песен для голоса и фортепиано. Шуберт был первым, кто довёл до совершенства этот синтетический жанр, где поэзия и музыка существуют в неразрывном единстве. Это и сборники пьес для фортепиано: экспромты, музыкальные моменты, бесчисленные танцевальные миниатюры... В каждой миниатюре - одно или два настроения, момент созерцательной жизни души, схваченный ухом композитора и растянутый на несколько прекрасных минут, пролетающих как одно мгновение. Это, наконец, симфонии и сонаты - их формы позаимствованы у предшественников, но при первом же взгляде на их содержание мы увидим, что подход Шуберта к этим жанрам совсем другой. Здесь есть и эпический масштаб, и мучительная борьба, но сами темы будто сошли со страниц песенных сборников или инструментальных миниатюр. И развиваются они совсем по-другому: не дробясь друг о друга и не сотрясая мощной архитектуры симфонического здания, как у Бетховена, а наоборот, повторяясь вновь и вновь, как в баховских фугах, и становясь от этого еще и еще прекраснее... Философия красоты у Шуберта везде остаётся неизменной: гётевское «остановленное мгновение» - прекрасное, продолжающее само себя, растущее позаконам более природным, нежели классически-музыкальным. Красота у Шуберта, однако, повсюду сталкивается с ожидаемой или внезапной драмой, поражающей слушателя в самое сердце - с тем, единственно, чтобы «прекрасное мгновение», остановленное искусством гения, оказавшись в нашем земном, страдальческом и тревожном мире, сделалось бы ещё ослепительнее в сравнении с ним.
ТОМ 22. ЙОЗЕФ ГАЙДН 22-й том коллекции посвящён великому австрийскому композитору Йозефу Гайдну (1732-1809). Его творческий путь прдолжался около полувека и охватил все этапы развития венской классической школы - от её зарождения в 1760-х годах вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни. Гайдна справедливо считают отцом симфонии и струнного квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.
Гайдн оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени (симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и т. п.). Крупные циклические формы (104 (!) симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора, определяют его историческое место. Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. И. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека. Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни - серьёзные, драматические, лирико-философские, юмористические - приведены к единству и равновесию. Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Очень поэтично об этом сказал Э. Т. А. Гофман: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей… Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая…».
ТОМ 23. АЛЕКСАНДР ДАРГОМЫЖСКИЙ
23-й том коллекции посвящён Александру Сергеевичу Даргомыжскому (1813-1869). Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством М. И. Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Он наметил новые пути в оперном и камерно-вокальном жанрах, ведущие к творчеству М. П. Мусоргского (который назвал Даргомыжского «великим учителем правды в музыке»), П. И. Чайковского и других русских композиторов.
Романсы - наиболее существенная и многогранная область творчества Даргомыжского. От ранних вокальных пьес 30-х - начала 40-х годов в духе бытового романса с их незатейливой мелодией и поэтичностью музыкальной фразы («Ночной зефир», «Я вас любил») до ярких разнохарактерных портретных зарисовок периода творческой зрелости («Червяк», «Титулярный советник », «Старый капрал») Даргомыжский совершил путь более сложный, чем его старший современник Глинка. По словам Б. Асафьева, «он коснулся всех сторон поэтико-музыкальной культуры романса и песни, которые затрагивались в предшествовавшую ему эпоху и в его эпоху» . Даже чувство любви в романсах композитора неизменно соседствует с ощущением внутренней боли. Даргомыжский повествует о ситуациях обыденных, заостряя внимание на острых психологических моментах - судьбе неразделённой любви («Я всё ещё его люблю»), печали о возможной нравственной гибели любимого существа («Мне грустно»). В позднем периоде творчества возрастает роль выразительности каждого слова - отсюда декламационный тип мелодики Даргомыжского, забота о каждой интонации, о малейшем оттенке речи. Появляется новый способ высказывания, обличения современной жизни - с помощью яркой комической сатиры («Мельник», «Титулярный советник») или иронии («Червяк»). «В акценте на всём, что характерно, что сильно или, наоборот, что унижено, в юморе, иронии и даже сарказме, в гротескных сопоставлениях как будто бы невинно-шутливого тона и простенькой фактуры с острой фразировкой Даргомыжский талантлив и оригинален как никто до него» (Б. Асафьев). Практически все самые известные романсы Даргомыжского представлены в аудиоприложении.
Будучи страстным почитателем своего тёзки А. С. Пушкина, Даргомыжский чаще всего в качестве литературной основы для своих произведений обращался к сочинениям великого русского поэта. Лучшие романсы Даргомыжского на стихи Пушкина обогатили жанр вокальной лирики и ещё при жизни автора стали сокровищами мировой музыкальной пушкинианы. Недаром Стасов видел в Даргомыжском композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке... характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской».
ТОМ 24. ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ 24-й том коллекции посвящён одному из величайших оперных композиторов в истории музыки Джакомо Пуччини (1858-1924), считающимся продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре. Вместе с тем его художественный мир отличается от мира Верди, будучи сформированным в другой исторический период. Творческий облик Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждалось новое направление - веризм. Подобно веристам, Пуччини обращается к воплощению в опере обыденной жизни со свойственными ей острыми конфликтами, но его произведения, наполненные тонкой поэзией и глубоким психологизмом, значительно выше типичных образцов веристской оперы с её предельной концентрацией действия и подчёркнуто экспрессивным музыкальным выражением. Музыка Пуччини передаёт самую суть итальянской души, чувственной и страстной в выражении горя и радости, жаждущей излиться в мелодичном пении, так, как это было у великих оперных композиторов-итальянцев XIX века, то есть естественно и непосредственно. Именно благодаря мелодизму и достижениям в вокальной области Пуччини намного опережает других своих современников. Как написано на мемориальной доске на доме в тосканском городе Лукка, где родился Пуччини: «Он создал легко запоминающиеся мелодии, обогатив их новыми голосами жизни. Как прославленный мастер, он - через стилистически совершенные и гибкие формы - вновь утвердил во всем мире национальное содержание искусства.
Театральный талант Пуччини проявился также в выборе и разработке либретто, к которым он относился с большим интересом, вполне понятным, если учесть значение сюжетов в его операх. Почти все сосредоточенные вокруг женского образа, эти сюжеты свидетельствуют о безупречной технике развития событий и раскрытия судеб и психологии главных действующих лиц, рядом с которыми Пуччини ставит удачных, оригинальных второстепенных персонажей. За исключением единственной великолепной оперы-буффа, «Джанни Скикки», другие его наиболее типичные произведения заканчиваются трагедией или отягощены её грузом, поскольку любовь по Пуччини обречена стать своего рода искупительным наказанием. Верный традициям реалистического искусства, Пуччини, создал бессмертные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры и оказали заметное воздействие на развитие европейской оперы XX столетия.
ТОМ 25. ФЕРЕНЦ ЛИСТ 25-й том коллекции посвящён выдающемуся представителю венгерского музыкального искусства Ференцу Листу (1811-1886), композиторское творчество которого неотделимо от всех других форм разнообразной и интенсивнейшей деятельности этого подлинного энтузиаста в искусстве. Пианист и дирижёр, музыкальный критик и неутомимый общественный деятель, он был по словам А. Бородина «жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному; враг всего условного, ходячего, рутинного». Лист всегда с исключительной чуткостью улавливал и поддерживал новое и самобытное в искусстве, способствуя развитию музыки национальных европейских школ (чешской, норвежской, испанской и других), особенно выделяя русскую музыку - творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, композиторов Могучей кучки, исполнительское искусство А. и Н. Рубинштейнов. В течение многих лет Лист пропагандировал творчество Вагнера. Лист вошёл в историю музыки как смелый новатор в области музыкальной формы, гармонии, он обогатил новыми красками звучание фортепиано и симфонического оркестра, дал интересные образцы решения ораториальных жанров, романтической песни, органных произведений. Восприняв многое от культурных традиций Франции и Германии, являясь национальным классиком венгерской музыки, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры всей Европы.
Лист по праву считается величайшим пианистом XIX века. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности. Именно в фортепианной музыке Листа впервые оформились его художественные идеи, направляемые мыслью о необходимости активного духовного воздействия на людей. Стремление к утверждению воспитательной миссии искусства, к соединению для этого всех его видов, к возвышению музыки до уровня философии и литературы, к синтезу в ней глубины философско-поэтического содержания с живописностью воплотилось в листовской идее программности в музыке. Он определял её как «обновление музыки путем её внутренней связи с поэзией, как освобождение художественного содержания от схематизма», приводящее к созданию новых жанров и форм. Творчество Листа насчитывает 647 сочинений, из которых 63 для оркестра и около 300 переложений для фортепиано.
ТОМ 26. КАМИЛЬ СЕН-САНС 26-й том коллекции посвящён Шарлю-Камилю Сен-Сансу (1835-1921), который вошёл в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог и дирижёр. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе, хорошо рисовал и даже был избран членом Французского астрономического общества.
Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу «второго Моцарта». С трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 - начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе. На протяжении всего творческого пути композитор особенно плодотворно работал в области инструментальных жанров, отводя первое место виртуозным концертным произведениям. Широкую известность приобрели такие сочинения Сен-Санса, как представленные в аудиоприложении Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром и Симфония № 3 до минор (с органом). Эти и другие произведения (программные симфонические поэмы, 5 фортепианных концертов, 12 опер) выдвинули Сен-Санса в ряд крупнейших французских композиторов. Искусству Сен-Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности, но, кроме того, и благородная патетика, и настроения радости. Интеллектуальное, логическое начало нередко в его музыке преобладает над эмоциональным. Пожалуй, никто из французских композиторов не мыслил столь ясно и с искренней простотой, выражающейся в строгости форм, лаконичности мелодий и отточенности пронизывающего его музыку «живого ритма». Как заметил Жан Шантавуан: «…Если французская музыка - эхо французского духа - имела более глубоких и более оригинальных мыслителей, чем Сен-Санс, то она никогда не имела композиторов с большей чистотой письма». Своими лучшими произведениями Сен-Санс вписал одну из ярких страниц в историю мировой музыкальной культуры.
ТОМ 27. АЛЕКСАНДР СКРЯБИН
27-й том коллекции посвящён русскому композитору, пианисту и педагогу Александру Николаевичу Скрябину (1872-1915), который являлся крупнейшей музыкальной фигурой «Серебряного века». Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий. Скрябин вошёл в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одарённая личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».
Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, оркестровки, и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Искусство символизма было последним из великих концептов романтической эпохи. В европейском символизме романтизм во многом вернулся к своему первоначальному истоку - утверждению «Я» художника как единственного источника художественного выражения. Движение «вглубь души» вело композитора к идеям, которых еще не знала европейская музыка - в частности идее чистого самосозерцания. Музыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. Увлечение Скрябина идеями восточной философии, которые были адаптированы Блаватской, Штайнером и другими мистиками конца XIX - начала XX столетия, заставило его круто пересмотреть и саму цель музыкального творчества. Скрябин пытался на практике воплотить идею синкретического искусства, в котором соединены материя, разум, мировой дух, свет и цвет, запах, эмоции. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. Например, в партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и другие сочинения для фортепиано.
ТОМ 28. КЛОД ДЕБЮССИ 28-й том коллекции посвящён французскому композитору Клоду Дебюсси (1862-1918), которого называют отцом музыки XX века. В музыкальной культуре Франции конца XIX - начала XX века трудно найти композитора, оказавшего столь существенное влияние на формирование нового стиля, как Дебюсси. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. Поэтому понятно скептически-ироничное отношение композитора ко всякого рода теоретическим штампам и ярлыкам в отношении художественного творчества, невольно схематизирующим живую действительности искусства.
В аудиоприложение включены лучшие произведения композитора: сюита «Детский углок», в которой мир детства раскрывается через понятные любому ребёнку образы - строгого учителя, игрушечного слона, пастушка, куклы; созданные в связи с «особыми ощущениями света» «Ноктюрны», навеянный поэзией Верлена фортепианный цикл «Бергамасская сюита»; симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», которую Морис Равель назвал «совершеннейшим творением».
ТОМ 29. ИОГАННЕС БРАМС
9-й том коллекции посвящён немецкому композитору Иоганнесу Брамсу (1833-1897). Вступив в музыкальную жизнь как преемник Р. Шумана в романтизме, И. Брамс шёл по пути широкого и индивидуального претворения традиций разных эпох немецко-австрийской музыки и немецкой культуры в целом. В период развития новых жанров программной и театральной музыки (у Ф. Листа, Р. Вагнера) Брамс, обращавшийся в основном к классическим инструментальным формам и жанрам, как бы доказал их жизнеспособность и перспективность, обогатив их мастерством и мироощущением современного художника. Не менее значительны и вокальные сочинения (сольные, ансамблевые, хоровые), в которых особенно ощущается диапазон охвата традиции - от опыта мастеров эпохи Возрождения до современной бытовой музыки и романтической лирики. В своей музыке Брамс создал правдивую и сложную картину жизни человеческого духа - бурного во внезапных порывах, стойкого и мужественного во внутреннем преодолении препятствий, веселого и жизнерадостного, элегически мягкого и порой усталого, мудрого и строгого, нежного и душевно отзывчивого. Тяга к опоре на устойчивые и вечные ценности человеческой жизни, которые Брамс видел в природе, народной песне, в искусстве великих мастеров прошлого, в культурной традиции своей родины, в простых людских радостях, постоянно сочетается в его музыке с ощущением недостижимости гармонии, нарастающих трагических противоречий.
Творчество композитора охватывало почти все основные музыкальные жанры (кроме оперы). Многие искусствоведы признают самым выдающимся произведением Брамса его величественный «Немецкий реквием». Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. 4 симфонии Брамса отражают разные аспекты его мироощущения. В Первой - прямой наследнице бетховенского симфонизма - острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом финале. Вторую симфонию, истинно венскую, можно было бы назвать «симфонией радости». Третья (её можно послушать в аудиоприложении) - самая романтичная из всего цикла - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед вечной красотой природы, светлого и ясного утра. Четвёртая симфония - венец брамсовского симфонизма - развивается, по определению И. Соллертинского, «от элегии к трагедии».
ТОМ 30. ИТАЛЬЯНСКОЕ БАРОККО Пожалуй, 30-й том является самым необычным в коллекции. Имена представленных в нём композиторов наверняка знакомы большинству любителей классической музыки, но вряд ли это же можно сказать и про их творчество. Тем интереснее будет познакомиться с целой плеядой замечательных композиторов, представляющих в истории музыкального искусства пышную и яркую эпоху итальянского барокко.
Италия - страна с высочайшими музыкальными традициями, и неудивительно, что именно там, в XVI-XVII веках зародился новый «свободный» стиль, требующий большей эмоциональности, виртуозности музыкантов, более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии, выразительности, импровизации и использования изысканных музыкальных украшений, стиль, несущий в себе сам дух итальянского искусства - барокко. Главный инструмент эпохи - скрипка, а одной из основных барочных музыкальных форм стала опера. В творчестве композиторов неаполитанской оперной школы преобладала опера-сериа (от ит. seria - серьёзная), обычно на мифологический сюжет. Ещё существовала опера-буффа (от ит. buffa - комическая) - с весёлым бытовым сюжетом. Большую популярность приобрели сонаты. В эпоху барокко сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera), состоявшую из прелюдий и танцев, и сонату церковную (sonata da chiesa). Также к характерным барочным жанрам можно отнести оратории, кантаты, партиты, хоральные прелюдии, мессы. Весьма распространен в эпоху барокко становится жанр кончерто гроссо (от ит. сoncerto grosso - большой концерт) - оркестровое произведение, написанное в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов concertino (малая концертная группа) «соревнуется» со всей массой оркестра (tutti).
Итак, на сoncerto grosso Вас приглашают: Арканджело Корелли (1653-1713), который по праву считается основателем художественной игры на скрипке, Алессандро Скарлатти (1660-1725), один из главных оперных композиторов барокко и основатель Неаполитанской оперной школы, Джузеппе Тартини (1692-1770), который по мнению Давида Ойстраха, «принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение и по сей день», Пьетро Локателли (1695-1764), скрипач-виртуоз, композитор и педагог, Бальдассаре Галуппи 1706-1785) - ещё один мастер итальянской оперы, в особенности комической оперы-буфф, Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) - крупнейший представитель Неаполитанской оперной школы и создатель жанра оперы-буфф.
ТОМ 31. СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ
31-й том коллекции посвящён великому композитору, гениальному пианисту и дирижёру Сергею Васильевичу Рахманинову (1873-1943). Как сказал сам Рахманинов: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью её широких далей, мощью и нежностью её природы.
Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко. Ко времени окончания консерватории он был уже автором нескольких сочинений, среди которых - знаменитая Прелюдия до-диез минор, Первый фортепианный концерт, опера «Алеко». Последовавшие за ними Пьесы-фантазии, Сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», романсы - подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии в 1897 году привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижёрский дебют. Только в начале 1900-х годов у Рахманинова произошло возвращение к творчеству. Новый век начался с блистательного Второго фортепианного концерта. Современники услышали в нём голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая и дирижёрская деятельность Рахманинова, в 1909 году он сочиняет свой гениальный Третий фортепианный концерт. В конце 1917 года Рахманинов с семьёй покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Третью симфонию, «Симфонические танцы». Эти произведения - последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.