|
ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОЗЕ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
УДК 821.161.1"19/20":82.02::82.081 ББК 83.3(4Рос) Г20 Рецензенти: В.Б. Мусій – доктор філологічних наук, професор кафедри світової літератури Одеського національного університету імені І.І. Мечникова; В.Л. Погребна – доктор філологічних наук, професор, завідувач кафедри журналістики Запорізького національного технічного університету; Т.А. Шеховцова – доктор філологічних наук, професор кафедри історії російської літератури Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. У монографії розглядається специфіка танатологічних мотивів у прозі російських символістів – Ф. Сологуба, В.Я. Брюсова та Андрія Бєлого. Танатологічні мотиви вивчаются з точки зору їхньої семантики, поетики та функціонування в художньому тексті, виявляються їхні структурні компоненти, архетипічні та міфопоетичні смислові рівні, визначаються філософсько-релігійні засади танатологічної проблематики. «Художня модель смерті» російських символістів аналізується в широкому культурно-історичному контексті. Адресована науковцям, викладачам-філологам, студентам гуманітарних факультетів, а також усім, хто цікавиться історією російської літератури. Гармаш Л. В. Танатологические мотивы в прозе русских символистов : монография / Л.В. Гармаш. – Харьков : Изд-во ООО «Щедрая усадьба плюс», 2015. – 312 с. ISBN 978-617-7225-60-6 Г20 В монографии рассматривается специфика танатологических мотивов в прозе русских символистов – Ф. Сологуба, В.Я. Брюсова и Андрея Белого. Танатологические мотивы изучаются с точки зрения их семантики, поэтики и функционирования в художественном тексте, выявляются их структурные компоненты, архетипические и мифопоэтические смысловые уровни, определяются философско-религиозные основания танатологической проблематики. «Художественная модель смерти» русских символистов анализируется в широком культурно-историческом контексте. Адресована научным работникам, преподавателям-филологам, студентам гуманитарных факультетов, а также всем, кто интересуется историей русской литературы. УДК 821.161.1"19/20":82.02::82.081 ББК 83.3(4Рос) ISBN 978-617-7225-60-6 Гармаш Л.В., 2015 Харьковский национальный педагогический университет, 2015
Введение….......….……5 Глава I. Танатологический мотив как объект литературоведческого анализа …………….17 § 1. Теория мотива в литературоведении …..17 § 2. Танатологический мотив как литературоведческая категория ......27 § 3. Типология танатологических мотивов ..……36 Глава II. Мортальные мотивы в романах Ф. Сологуба ..41 § 1. Романы Ф. Сологуба в литературоведении ...……41 § 2. Мотив убийства в романах Ф. Сологуба...……43 § 3. Вампирические мотивы в романе «Тяжелые сны» .……77 § 4. Романтический мотив куклы-автомата и мотив игры в романах «Тяжелые сны» и «Мелкий бес»….90 § 5. Мотив тоски в романах «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» .…..116 § 6. Между жизнью и смертью: тихие дети в трилогии «Творимая легенда» .…..124 § 7. Типология танатологических мотивов и танатологический хронотоп в трилогии «Творимая легенда» ...….139 Глава III. Танатологические мотивы в романах В.Я. Брюсова ….172 § 1. Романы В.Я. Брюсова в литературоведении ………172 § 2. Танатологический хронотоп магического ритуала в романе «Огненный ангел»..…….176 § 3. Мотивы трагической судьбы и роковой случайности в романе «Огненный ангел» …..……183 § 4. Танатологические мотивы в романе «Огненный ангел»: интертекстуальный аспект ..190 § 5. Художественная интерпретация архетипа femme fatale в романе «Алтарь Победы»......…196 § 6. Гностические мотивы в романе «Алтарь Победы» 222 Глава IV. Танатологические мотивы в прозе Андрея Белого …....227 § 1. Творчество Андрея Белого в литературоведении ….…..227 § 2. Танатологические мотивы в симфонии «Возврат»..….229 § 3. Эрос и Танатос в четвертой симфонии «Кубок метелей» ..240 § 4. Особенности танатологического нарратива в прозе Андрея Белого ...……252 § 5. Структура танатологических мотивов в романе «Петербург» ……260 § 6. Танатологическая мифопоэтика романа «Петербург» …..…266 Глава V. Образы Танатоса в прозе А.Ф. Лосева и в творчестве русских символистов….276 Заключение .…285 Список использованных источников ….292 |