Гармаш Л. В. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОЗЕ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ

Главная страница

Список публикаций Л.Гармаш

Скачать полный текст


Рейтинг@Mail.ru

ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОЗЕ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ

Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный педагогический университет
имени Г.С. Сковороды
Л. В. Гармаш
ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
В ПРОЗЕ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
Монография
Харьков – 2015

УДК 821.161.1"19/20":82.02::82.081
ББК 83.3(4Рос)
Г20
Рецензенти:
В.Б. Мусій – доктор філологічних наук, професор кафедри світової літератури Одеського національного університету імені І.І. Мечникова;
В.Л. Погребна – доктор філологічних наук, професор, завідувач кафедри журналістики Запорізького національного технічного університету;
Т.А. Шеховцова – доктор філологічних наук, професор кафедри історії російської літератури Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна.
Рекомендовано до друку
Вченою радою Харківського національного педагогічного
університету імені Г. С. Сковороди (протокол № 2 від 17 квітня 2015 р.)

У монографії розглядається специфіка танатологічних мотивів у прозі російських символістів – Ф. Сологуба, В.Я. Брюсова та Андрія Бєлого. Танатологічні мотиви вивчаются з точки зору їхньої семантики, поетики та функціонування в художньому тексті, виявляються їхні структурні компоненти, архетипічні та міфопоетичні смислові рівні, визначаються філософсько-релігійні засади танатологічної проблематики. «Художня модель смерті» російських символістів аналізується в широкому культурно-історичному контексті.
Адресована науковцям, викладачам-філологам, студентам гуманітарних факультетів, а також усім, хто цікавиться історією російської літератури.
Гармаш Л. В. Танатологические мотивы в прозе русских символистов : монография / Л.В. Гармаш. – Харьков : Изд-во ООО «Щедрая усадьба плюс», 2015. – 312 с.
ISBN 978-617-7225-60-6
Г20

В монографии рассматривается специфика танатологических мотивов в прозе русских символистов – Ф. Сологуба, В.Я. Брюсова и Андрея Белого. Танатологические мотивы изучаются с точки зрения их семантики, поэтики и функционирования в художественном тексте, выявляются их структурные компоненты, архетипические и мифопоэтические смысловые уровни, определяются философско-религиозные основания танатологической проблематики. «Художественная модель смерти» русских символистов анализируется в широком культурно-историческом контексте.
Адресована научным работникам, преподавателям-филологам, студентам гуманитарных факультетов, а также всем, кто интересуется историей русской литературы.

УДК 821.161.1"19/20":82.02::82.081
ББК 83.3(4Рос)

ISBN 978-617-7225-60-6  Гармаш Л.В., 2015
 Харьковский национальный педагогический университет, 2015

Оглавление


Введение….......….……5
Глава I. Танатологический мотив как объект литературоведческого анализа …………….17
§ 1. Теория мотива в литературоведении …..17
§ 2. Танатологический мотив как литературоведческая категория ......27
§ 3. Типология танатологических мотивов ..……36
Глава II. Мортальные мотивы в романах Ф. Сологуба ..41
§ 1. Романы Ф. Сологуба в литературоведении ...……41
§ 2. Мотив убийства в романах Ф. Сологуба...……43
§ 3. Вампирические мотивы в романе «Тяжелые сны» .……77
§ 4. Романтический мотив куклы-автомата и мотив игры в романах «Тяжелые сны» и «Мелкий бес»….90
§ 5. Мотив тоски в романах «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» .…..116
§ 6. Между жизнью и смертью: тихие дети в трилогии «Творимая легенда» .…..124
§ 7. Типология танатологических мотивов и танатологический хронотоп в трилогии «Творимая легенда» ...….139
Глава III. Танатологические мотивы в романах В.Я. Брюсова ….172
§ 1. Романы В.Я. Брюсова в литературоведении ………172
§ 2. Танатологический хронотоп магического ритуала в романе «Огненный ангел»..…….176
§ 3. Мотивы трагической судьбы и роковой случайности в романе «Огненный ангел» …..……183
§ 4. Танатологические мотивы в романе «Огненный ангел»: интертекстуальный аспект ..190
§ 5. Художественная интерпретация архетипа femme fatale в романе «Алтарь Победы»......…196
§ 6. Гностические мотивы в романе «Алтарь Победы» 222

Глава IV. Танатологические мотивы в прозе Андрея Белого …....227
§ 1. Творчество Андрея Белого в литературоведении ….…..227
§ 2. Танатологические мотивы в симфонии «Возврат»..….229
§ 3. Эрос и Танатос в четвертой симфонии «Кубок метелей» ..240
§ 4. Особенности танатологического нарратива в прозе Андрея Белого ...……252
§ 5. Структура танатологических мотивов в романе «Петербург» ……260
§ 6. Танатологическая мифопоэтика романа «Петербург» …..…266
Глава V. Образы Танатоса в прозе А.Ф. Лосева и в творчестве русских символистов….276
Заключение .…285
Список использованных источников ….292

Скачать полный текст

Наверх



Hosted by uCoz